ХРАМ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В ГОРОДЕ ТУЛА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Шадский П.М.  pavelshadskii@gmail.com

Пантелеев И.В., канд. филол. наук, доцент

Аннотация. В статье рассматривается история постройки храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, его архитектурные особенности и его современное состояние

 

Как тогда в прошлом, так и в настоящем, Россия является государством, известным во всем мире. Одни её бескрайние просторы способны покорить своим видом. Но ни одними лесами и полями, озерами и реками славится наша великая Родина. Настоящими жемчужинами являются её неповторимые города: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Казань и многие другие. Но особое место среди них занимает южный оплот Москвы, город-оружейник Тула.

Это по-настоящему великий город. И даже в наше время многочисленные заводы Тулы образуют определенную симфонию с усадьбами и парками. Но не только этим знаменит наш город. Невозможно представить себе Тулу без её соборов: Успенского, Казанского и Всесвятского и многочисленных храмов: Благовещенского, Ильинского, Покровского, Серафима Саровского, Двенадцати Святых Апостолов и других. Но среди всех этих драгоценных памятников архитектуры выделяется храм первоверховных апостолов Петра и Павла, не похожий ни на один из вышеперечисленных.

Самое первое упоминание об этой церкви мы можем проследить, исследуя Писцовую книгу Тульского посада 1624-го и 1685-го годов, изданную Сахаровым Иоанном Петровичем.

По словам старых жителей Тулы, рассказы которых записывал в середине XIX века тульский историк Николай Федорович Андреев, вначале существовала Петровская часовня, названная так по имевшейся в ней иконе Петра и Павла. Стояла она на названной по ней же Петровской улице (ныне это улица Фридриха Энгельса).

В 1854 году на основе устного предания одного из местных церковнослужителей о постройке Петропавловской церкви Николай Федорович Андреев сделал запись о том, что храмостроитель деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла был заштатным священником из села Глухие Поляны. Усердие жителей к постройке храма во имя первоверховных апостолов было великое и беспримерное. Не имевшие наличных денег отдавали храмосоздателю последнюю с себя одежду. Храм выстроили за деревянным городом, почти на пустыре: около него не было еще строения, кроме домов священно-церковнослужителей. Недалеко от храма, в гору, существовало кладбище для несчастно умерших. Место это теперь на углу второго квартала, идучи от церкви в гору, на Дворянской улице (в наше время это улица Свободы), и занято садом и строением. Хозяин застроенного им кладбища, разумеется, с дозволения местного духовного начальства, обязывался ежегодно служить панихиды пред Троицыным днем, в пятницу.

В 1736 году вместо деревянной церкви был построен небольшой каменный храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1802 году на деньги прихожан возвели трапезную с двумя престолами: во имя мученика Иоанна Воина и во имя преподобного Феодосия Тотемского. Тогда же построили и колокольню.

Тщанием священников Иоанна Васильева и Василия Иванова (отца и сына) в 1833-1848 гг. была возведена новая, гораздо более обширная церковь во имя Петра и Павла. В построении ее участвовали протоиереи Александр Боголюбов и Иоанн Смирнов. Значительные суммы пожертвовали храмостроители потомственные почетные граждане Красноглазовы и купец Андрей Авчинников. Колокольня и трапезная остались прежними.

Через год после начала строительства церкви начались первые трудности. В ее стенах и сводах появились трещины. На целый год работы были приостановлены. Специальная комиссия определила причину повреждений — слабость фундамента. Вместе с тем разрешение на продолжение строительства было дано, правда, с рекомендацией заменить первоначально предполагавшийся каменный купол на деревянный, что и было сделано.

Важно отметить, что это единственный в Туле храм, построенный в форме ротонды, круглый в плане. Н.И. Троицкий указывал в 1888 году: «В архитектурном отношении эта церковь представляет ту примечательную особенность, что в плане и фасаде имеет форму столба (двухъярусной колонны). Это служит выражением той мысли, что церковь Христова и Апостольская есть столп и утверждение истины»[2, c. 35].

Он же отмечал: «В отношении искусства и символики замечателен иконостас настоящей церкви — с колоннами и царскими вратами, которые украшены резьбой в виде символической виноградной лозы и художественной живописью, которая, по выражению Н. Андреева, принадлежит кисти «старинного тульского художника Богданова», бывшего учеником академика К.П. Брюллова»[1, c. 45].

В.В. Вересаев в своих «Воспоминаниях» дает следующее описание храма: «Милая, дорогая сердцу церковь, белая, с большим белым куполом и золотыми крестами на куполе и колокольне» [1, c. 68].

В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания как исторические памятники» стиль церкви Петра и Павла характеризуется как «московский николаевский классицизм».

Искусствовед А.А. Кипарисова в 1948 году отмечала, что Петропавловская церковь в Туле, по преданию, сооружена одним из братьев знаменитого московского архитектора Бове. Однако архивные материалы, позже обнаруженные исследователем тульского зодчества В.Н. Уклеиным, бесспорно свидетельствуют, что автором проекта был архитектор В.Ф. Федосеев.

Вот что говорит об архитектуре церкви В.Н. Уклеин: «Среди тульских культовых зданий обособленное место занимает Петропавловская ротонда.

Высокий массивный цилиндрический объем диаметром в двадцать метров, решенный в дорическом ордере, очень монументален, лапидарен, величав и, как большинство ротонд, торжественен. Белокаменная тяга опоясывает цилиндрический объем, деля его на две почти равные по высоте части; белокаменный карниз венчает объем цилиндра. Массив стен выложен из красного кирпича; архитектурные и декоративные элементы — пилястры, обрамления окон, карнизы, выполненные из белого камня, четко рисуются на кирпичном фоне.

Над основным цилиндром храма возвышается световой барабан с ритмично прорезанными в нем окнами. Полусфера купола, исключительно красивой формы, увенчана маленьким барабанчиком, окруженным легкой металлической оградкой. В погожий вечер, когда косые лучи заходящего солнца медленно скользят по глади стен и свода, прекрасное творение Федосеева уподобляется вариациям на единую тему круга и его производных.

Тема эта звучит в цилиндрическом объеме ротонды и ее светового барабана, в арках итальянских окон, в полусфере купола, даже в ажурной оградке, в его замке, — вот уже где уместно назвать архитектуру застывшей музыкой! На фотографиях купол ротонды кажется существенно большим, чем он есть в действительности, — явление, нередко сопровождающее удачно решенные купольные композиции». [3, c. 83]

По проекту архитектора С.М. Серебровского в 1912-1913 гг. был заменен третий ярус колокольни и надстроен четвертый, завершением которого стал высокий шпиль на полусфере. На колокольне на все четыре стороны были установлены часы.

Осенью 1836 года храм был возведен, но внутренняя отделка, видимо, из-за недостатка средств, длилась еще почти 12 лет.

С 1891 года при храме действовала церковно-приходская школа.

Интересен тот факт, что улица, на которой находилась церковь, носила название Петропавловской. Но в начале XX века она была переименована в Коммерческую — по

располагавшемуся на ней же коммерческому училищу. В 1924 году улица Коммерческая была переименована в улицу Ленина.

К большому сожалению, после Октябрьской революции храм разделил судьбу многих церквей. В 1922 году «в пользу голодающих Поволжья» из него изъяли церковные ценности. В 1930-х годах храм был закрыт.

Церковь Петра и Павла пострадала и в военные годы. В 1941 году, во время бомбежки, в сторону ротонды, серьезно повредив ее, обвалились верхние ярусы колокольни.

В 1961 году в здании бывшей церкви находились склады «Заготзерна» и завода резиновых технических изделий. Потом некоторое время здесь размещался склад медикаментов муниципального учреждения здравоохранения.

В 1976 году в бывшем храме начались ремонтно-восстановительные работы. 12 мая 1979 года «Молодой коммунар» писал, что в мае реставрация заканчивается. Праздничный вид уже приняли фасад, кровля трапезной и четверика, купол, барабан, восстановлены два яруса колокольни и шпиль, который в то время представлял собой простенькое завершение в форме цилиндра и конуса, что в свою очередь очень напоминало мусульманский минарет. Важно отметить, что до сих пор существуют документы, хранящиеся в Государственном архиве Тульской области, где воспроизводится шпиль, спроектированный Серебровским. В ходе последней реставрации колокольни ей вернули аутентичный ампирный шпиль.

В 1991 году здание храма Петра и Павла вошло в государственный реестр памятников истории и культуры регионального значения.

В декабре 2011 года началась новая, на этот раз уже глубоко продуманная и полная реставрация храма.

В настоящее время почти полностью отремонтирована ротонда храма, в которой пришлось установить новые металлические двери, выполненные в стиле прежних, которые так проржавели, что не подлежали восстановлению. В ротонде снесли настил второго этажа, установили новые полы с подогревом и мозаичным орнаментом из мрамора и цветного камня, оштукатурили стены и потолок, установили новый иконостас, заменили рамы и решетки на окнах, отремонтировали и покрыли медью крышу. Первую венчает световой барабан с ритмичной аркадой окон. Над покрытой медью полусферой купола возвышается барабан поменьше, окруженный ажурной металлической оградой. Удивительно, но массивная ротонда практически не изменилась за 200 лет своего существования.

В трапезной храма также уже проведен огромный объем работ: заменены деревянные полы на мраморное покрытие, оштукатурены стены, в сводах добавлена лепнина, проведено электричество и отопление, произведен ремонт крыши, которая покрыта медным листом.

В 2011 году храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла был передан Тульской епархии. Первым настоятелем был назначен игумен Агафангел (Болдин). Позже настоятелем Петро-Павловской церкви стал протоиерей Сергий Крючков.

Первое за 80 лет богослужение в храме Святых апостолов Петра и Павла совершил 12 июля 2011 года митрополит Тульский и Белевский Алексий. Его Высокопреосвященство освятил здание. В этом богослужении участвовали представители городской и областной администрации Тульского региона.

4 октября 2012 года по благословлению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия на здании храма установлен новый купольный Крест.

К сожалению, от оригинального внутреннего убранства храма ничего не осталась — прихожан встречают аккуратные белые стены без каких-либо росписей. Зато в церкви уже есть святыни. Одна из них — икона Матроны Московской. Также к особо почитаемым относят икону преподобного Стилиана Пафлагонского. А с 2013 года здесь покоятся чудотворные мощи святителя Луки Крымского.

В заключение хотелось бы сказать, что Петропавловская церковь разительно отличается от других храмов Тулы. Это единственное в областной столице культовое сооружение, построенное в необычной для православия форме ротонды.

Список использованной литературы

1. Вересаев В.В. Воспоминания. Тула. Гриф, 1998. 140 с.

2. Троицкий Н.И. Церковно-археологические памятники. М.: ИПК «Московская Правда», 1997. 196 с

3. Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись: О зодчестве и зодчих. Тула: Приок. кн. изд-во, 1984. 193 с.

 

 

Просмотры (36)

Комментирование запрещено