Апостолы Петр и Павел

Редко кто вспомнит теперь, что когда-то Петра и Павла звали по-другому. Петр «по паспорту» был Симоном, а Павел − Савлом, или Саулом (Шаулом), как первый царь Израиля. Их еврейские имена заслонили имена интернациональные: Петр, по-гречески камень, и Павел, от латинского маленький. […]

Надвратная икона Церкви Петра ПавлаВо Христе нет ни грека, ни иудея, ни русского, ни таджика, ни татарина. Но преодоление национальных границ далось первым христианам иудеям не легко. Вера Христова за несколько десятилетий распространилась по всей Римской империи. Маленькая иудейская секта превратилась в первую (и по существу единственную) мировую религию. Горстка учеников преобразилась во Вселенскую церковь. Это было чудо. Но чудо это было совершено руками людей — апостолов, по большей части простых рыбаков. Они получили особый дар и призвание – созидать Церковь – святую, соборную, апостольскую. Первыми среди апостолов мы называем Петра и Павла, первоверховных апостолов.

Чем же выделяется их роль в распространении христианства? Ведь не называют первоверховными ни Иоанна Богослова, ни евангелиста Матфея, ни Иакова, первого епископа Иерусалима. Все апостолы трудились над одним делом, все они свидетельствовали о Христе, но служение апостолов Петра и Павла было особенным уже по тому, что им было суждено перейти чрезвычайно важные границы. Апостольство и всегда есть перехождение границ: посланный от Бога обращается к «внешним», к тем, кто еще за границей Церкви; он выходит за установленные рубежи общины, чтобы просветить и спасти тех, которые еще во тьме. Очень часто границы эти были географическими: апостол Фома проповедовал в Индии, равноапостольная Нина в Грузии, равноапостольный Николай (1836-1912) в Японии, равноапостольный князь Владимир крестил Русь. Но отнюдь не всегда пути проповеди означали пространственное перемещение: апостолу Петру выпало первому обратиться к язычникам, а не к иудеям, и это был важнейший рубеж, хотя он и не был сопряжен с дальними путешествиями. Иудеев, избранный народ отделяли от неверных многовековые установления – перейти их было сложнее, чем уехать на край света. Не случайно, чтобы решиться на проповедь язычникам Петру понадобился особый знак – видение, в котором Господь трижды повторил, обращаясь к Петру, не гнушаться ничем из того, что Он очистил. Петр проповедовал Корнилию сотнику, и, укрепляя решимость апостола, Дух Святой сошел на сотника и бывших с ним, когда они еще не были крещены водой. Петр сделал первый шаг, не все христиане (тогда поголовно иудеи) одобрили его начинание. Продолжил же дело просвещения народов «апостол язычников» Павел.

Икона Церкви Петра и Павла в ТулеПервоверховный апостол Павел не был в отличие от Петра спутником Спасителя в Его земной жизни. Не был он свидетелем чудес и исцелений, не получал от Иисуса Христа обетований, подобно старшему из двенадцати: «Ты еси Петр, и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, будет связано на небесех…» (Мф. 16, 18-19) — почти невместимые слова! Римские первосвященники не выдержали их высоты. По традиции они считали себя наследниками Петра, и, относя слова Господа к себе, со временем начали почитать себя безгрешными наместниками Христа на земле.

Апостол Павел, напротив, поначалу был гонителем христиан и ревнителем фарисейства. Не уверовал он и после распятия и воскресения Спасителя. И только особое посещение Божие, которого Савл сподобился на пути в Дамаск, куда он шел преследовать учеников Христовых, повернуло его вспять. И вот он уже ревностный проповедник Евангелия, просветитель язычников, наставник обращенных.

Послания апостола Павла в разные города составляют значительную часть книг Нового Завета, его поучения ценили во все времена, их посредством продолжает беседовать с нами апостол, живший почти два тысячелетия назад. Письма эти чрезвычайно богаты содержанием, хотя и требуют большего труда для уяснения, чем другие новозаветные книги. Через них пришел ко Христу блаженный Августин, не жалеет хвалебных слов об апостоле Павле Иоанн Златоуст. […]

Трудами апостолов Бог призывает все народы в Свое Царство. Начинали свой жизненный путь первоапостолы совсем по-разному: хорошо образованный иудей из малоазийского города Тарса Павел и галилейский рыбак Петр, с разных сторон подошли они к общему делу, но скончали земную жизнь они оба в Риме, убитые во время преследования христиан при Нероне – гонители не достигли своей цели, спасительное учение быстро распространялось по всей вселенной. Через двери, открытые первоверховными апостолами входили в Церковь народы севера и юга, запада и востока.

Диакон Николай СОЛОДОВ
Источник: Журнал о православной жизни «Нескучный сад»

 

Как выглядели апостолы Петр и Павел?

В греческом тексте Евангелия апостолы называются «со-учениками». 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.

Журнал Нескучный сад

 

Петр и Павел: два непохожих апостола

Прославляя их в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы

Журнал Нескучный сад

 

Просмотры (614)

Комментирование запрещено